Как мы с Ильей ходили в Каменную чашу на 23 февраля.

Прогулка в Жигули у нас была уже давно запланирована, но до последнего дня я не знал, когда мы пойдем. И вот, наконец, в субботу решился. Жалко, конечно, было пропускать концерт Никитина, но глядя в окно я понимал, что зима кончается. Народу набрать не успели, и это даже к лучшему. Пошли с Ильей вдвоем.

В воскресенье с утра собрал рюкзак (да собирать-то собственно было нечего: спальник с палаткой, да одеялко со штанами), прихватил лыжи и поехал на Управленческий. Там мы с Ильей договорились встретиться. По предварительным планам я рассчитывал дойти до Верблюда (гора такая, на ней тренируются наши альпинисты, высота 326 метров) или Ширяево (село, там Репин рисовал свои знаменитые "Бурлаки на Волге", теперь там есть музей его имени), но Илья предложил идти до Каменной чаши. Я ответил - да раз плюнуть! Плюнул - и наш поход начался.

А начался он с Южного. Уж не знаю, что там было южное, но там мы вылезли из автобуса и пошли вниз к Волге. А на Волге веселые авиаторы катались на СЛА (Сверхлегкие Летательные Аппараты). Это такие маленькие самолетики (у нас, в Аэрокосмическом Университете такие делают) в которых обычно помещается один человек, а для взлета ему хватает и 20-30 метров. Полюбовавшись полетом этих птичек и переодевшись в легкую, походную одежду, мы тронулись в путь. (Маленькое отступление: для зимнего похода обязательно нужны бахилы. Проще говоря, это мешки надеваемые сверху на обувь и завязываемые под коленками. Они позволяют сохранить ноги сухими и теплыми. В качестве одноразовых бахил сойдут и обычные полиэтиленовые пакеты перехваченные на стопе, над щиколоткой и на голени скотчем.)

Идти по Волге было легко, несмотря на встречный ветер, наст был жесткий, лыжи хорошо скользили. Чтоб ухи не продуло, пришлось надеть капюшоны от курток. Судя по следам лыж движение по Волге было весьма оживленным. Был прекрасный солнечный день, настроение отличное, и часа за полтора-два мы добежали до Верблюда. Оттуда как раз отходила группа лыжников. Поздоровались с ними, попросили сфотографировать. Они сказали нам, что еще какая-то группа остановилась в штольнях. Уж не помню, кто заикнулся о короткой дороге в Ширяевский овраг прямо от Верблюда, но здесь я совершил первую ошибку - решил срезать примерно пять километров с чужих слов не зная дороги.

Уже через пять минут, вползя вверх по склону метров на 15 я осознал свою ошибку и предложил продолжить маршрут как и планировалось, по Волге до Ширяево и далее по Ширяевскому оврагу. Поздно, в Илье уже взыграл дух покорителя диких просторов, он намазал лыжи мазью и рванул вверх по овражку. Я пополз за ним, вспоминая недобрым словом того советчика, который явно никогда не ходил этой дорогой зимой. Лыжня там была, кто-то прошел на туристических лыжах. Через полтора часа мучений, нескольких десятков падений (попробуйте упасть с лыж в сугроб хотя бы по колено, с рюкзаком килограмм в 15-20 и встать обратно без мата), продираясь вверх по склону на обычных беговых лыжах по бурелому, мы наконец поднялись на просеку ведущую на запад. С боем, но почти без потерь, нами была взята высота 290 метров. Поднявшись по просеке, еще минут через десять мы, наконец, закончили наше восхождение. Громкими криками мы выразили свои чувства. Горы радостно отозвались на наш клич, восхищаясь нашим упорством. Судя по всему, мы находились на краю Ширяевского оврага. Пройдя влево по лыжне, еще минут через пятнадцать мы вышли на развилку дорог укатанных снегоходами. По одной из них мы очень лихо скатились в Ширяевский овраг минут за десять. И тут выяснилось, что мы смотрим на Ширяево, стоя как раз напротив кардона. На закате довольно красиво: слева розовые отсветы ушедшего за горы солнца, прямо по оврагу вид на Ширяево, которое уже светится огнями в легких сумерках, за ним виднеется Волга и ее противоположный берег. (Вывод: не зимой по этой дороге можно срезать час, а то и два, поскольку подниматься по склону всего ничего, минут двадцать, а потом идти под уклон еще минут тридцать-сорок, и все это время в тени деревьев.)

Было уже полшестого, светлого времени оставалось еще от силы час, а идти было еще о-го-го! Скатившись со склона мы попали в какое-то подобие лыжни и бодро рванули к цели. Уже темнело, когда мы спустились еще с одной небольшой, но крутой горки. Хорошо, что мы ее увидели, а то скатились бы в темноте и поубивались… Стемнело… Усталые ноги вяло тащились по лыжне. Она не давала сбиться с дороги. Около восьми часов вечера, мы были на повороте оврага, от которого до Каменной чаши остается один часовой переход (кто был, тот знает, где это). Здесь был сделан последний привал, допита последняя вода и съеден резервный пакет с конфетами, "Морские просторы", кажется. (Маленькое лирическое отступление. Всегда имейте в походе с собой запас еды. Всегда могут возникнуть непредвиденные задержки.) Достав свои диодные фонарики, мы тронулись в путь, ну точь-в-точь как зомбяки. И такие же ловкие и подвижные. Душой мы были уже в Каменной чаше. Мы еще не знали, какой сюрприз припасла нам судьба за километр до заветной цели…

А сюрпризом была "десятка", с водилой и двумя наконьяченными дамами, которые, правда, еще могли двигаться, сидящая в сугробе. Они ехали за водой к "святому" источнику. (Крупнейший источник воды во всей Самарской Луке, к которому испокон веков ходили на водопой звери и туристы. Четыре года назад каким-то местным приходом он был объявлен святым. И к нему огромными толпами потянулись кучи народа, когда я был там летом, машины ехали чуть ли не одна за другой. Там построили часовенку, метров за двести до места оборудовали парковку.) Конечно, как храбрые защитники отечества, мущины ;-) в день Советской Армии и Военно-Морского Флота, и просто туристы, мы не могли пойти мимо. И, сбросив рюкзаки, весь оставшийся километр толкали этого … , поскольку развернуться он не мог. Я уже начал раздумывать, что мы будем делать с этими проспиртованными паломниками, но к счастью именно в этот момент подъехал грузовик с мужиками. Как выяснилось, паломников было четверо. И когда они сели, он отправился за подмогой. За те три часа, что они сидели в сугробе, он успел дойти до кардона. У них было достаточно времени, чтобы подумать о боге ;-). В подарок за нашу помощь мы получили мешок хороших дров (уж не знаю, они шашлыки что ли жарить собирались?). И еще какое-то шестое чувство подсказало мне спросить у них спички. Как выяснилось на следующее утро, мои спички остались дома, на диване, на котором я собирал вещи.

Когда они, наконец, уехали мы были очень похожи на умирающих лебедей. Кое-как вскарабкавшись на первую террасу мы начали готовиться к ночлегу. Было уже десять часов. По плану, мы должны были есть на ужин суп (его надо было только разогреть). Но есть уже не хотелось. Пока Илья вскипятил водички с помощью газовой горелки (удобная оказалась вещь!), я закопал палатку в снег накрыв ее целлофаном и растянув на лыжах. Съев на двоих(!) банку рыбных консервов и выпив по кружке кофе мы завалились спать. Было уже 12 часов ночи… Было немного прохладно, пришлось надеть всю наличную одежду, укутать ноги теплой курткой поверх спальника, залезть в него с головой. После кофе спать не хотелось, но усталость взяла свое. Двадцать третье февраля, наконец, кончилось.

Утром мы узнали, что не одни в этом месте. Судя по стуку топора кто-то уже готовил себе завтрак. Со скрипом и стонами вылезя из палатки занялись тем же самым. Вот тут и выяснилось, что взятые вчера спички отсырели, а свои я забыл дома. Спасла резервная зажигалка. Пока мы выползали, грели и ели суп, те туристы уже снялись и ушли, так что подойти и поздороваться, к сожалению, не удалось. Часов в десять уже подъехала "Нива" с первыми посетителями приехавшими за водой. После этого начали появляться первые лыжники, которых позднее было очень много. Свернув лагерь, мы тронулись в обратный путь. Было 12 часов.

Дорога до Ширяево была ничем не примечательна, кроме того, что в предыдущий день я полностью выдохся и еле шел. Рюкзак не стал легче, там лежала мокрая палатка со льдом. По оврагу гулял ветер, привальчики были маленькие и холодненькие. Попытка зажечь на ветру сухое горючее кончилась провалом. За три перехода дошли до Ширяева. В село было решено не заходить. Устроившись прямо на дороге под штольнями, мы стали греть консервы. Примечание: консервы лучше сразу открыть, размять (ну вы видели консервы на морозе?), плеснуть чуток теплой водички. Двух сухих горючих на банку каши вполне достаточно. Подкрепив угасающие силы мы за полчаса обошли Ширяево и начали переправу через Волгу. Было четыре часа. Божественный ветер "Ками-кадзе" за полчаса перенес нас через великую русскую реку. Мы вышли к турбазам. До Царева кургана оставалось минут 30-40 ходьбы. И тут я совершил свою вторую ошибку: я решил, что трасса, по которой мы как-то уезжали с Царева кургана, идет вдоль Волги. (Никогда не думайте, что если дорога идет прямо в пределах видимости, то она идет так же прямо и за ее пределами.) Поэтому мы вышли на дорогу между турбаз, переоделись и пошли к трассе… Шли мы очень долго. Сначала полчаса от Волги потом еще полчаса к Волге и вышли таки к остановке "Переезд". Но там не остались, и еще минут двадцать брели до следующей остановки, собственно у Царева кургана. В 18.20 подошел автобус до Управленческого. Там мы с Ильей расстались и разъехались по домам.

К восьми часам вечера я, наконец, был дома. Втащив осточертевший рюкзак в квартиру, разобрав и развесив мокрые вещи, я перекусил и со стоном облегчения упал на свой диван. За два дня было пройдено с рюкзаками около 50 километров, посещена жемчужина Самарской Луки, сделано одно доброе дело, совершены две ошибки, съедено 2 банки каши, 1 банка рыбных консервов, 1 литр супа, 1 банка кофе со сгущенным молоком, пакет конфет и килограмм печенья. Выходные не были потрачены зря. С чувством глубокого удовлетворения я, даже не раздеваясь, заснул.