Ай, какая красота! Или как мы посетили р.Ай
(Записки Кострового.)

День первый.

Утро. Накрапывает мелкий, противный дождик. Ж/д вокзал «Златоуст». Электронное табло показывает температуру «+2». Глядя на это табло, почему-то начинаешь чувствовать себя «отмороженным» водником. Вспоминаются «страшные» рассказы товарищей как они приехали, а река еще не вскрылась, и был пеший поход по льду с байдарками…

Наконец-то подходит электричка. На платформе замечаем, что не одни мы такие, в соседний вагон грузится группа москвичей. А когда в наш вагон забивается еще с десяток ульяновцев с байдарками и катамараном, это уже вызывает веселый смех – скучно на реке не будет.

Вот и станция «Ай», выгружаемся и разбредаемся по берегу собираться. Там уже стоит одна группа с катамараном, кажется, челябинцы, однако, вскоре они отчаливают. Холодный, порывистый ветер заставляет зябко ёжиться. Река выглядит быстрой, холодной и мокрой. При взгляде на нее хочется домой, в теплую кровать, и совсем не хочется лезть в воду. Начинаем собирать байдарку с помощью молотка и такой-то матери. Поскольку мы не проверили перед походом железо, нас ждет несколько неприятных сюрпризов. Приходится исправлять их с помощью подручных средств: проволочек, гвоздиков, банки из-под кофе, изоленты.

Байдарки собраны, готовимся к отплытию. Выслушиваем последние наставления более опытных товарищей. По мере перечисления способов опрокинуть байдарку, и замерзания на холодном ветру, потуже затягиваю спасжилет. Меня мучил еще один вопрос: я умел управлять байдаркой только рулем, а здесь мне посоветовали его не ставить. Выше по течению первая байдарка москвичей лихо отталкивается от берега, отходит на пару метров и киляется. Над рекой разносятся крики пострадавших и спасателей. Все, кто есть на берегу принимают участие в спасательных работах. Миша, сидя на пенке в носках и держа в руке кроссовок, протягивает нам с Ленкой «морковку», чтобы и мы могли принять участие в этом поучительном мероприятии. Подергав ее с разных сторон, мы так ничего и не извлекли. Как оказалось, у Мишки там был предохранительный крепеж. Хотя, наша помощь и не понадобилась, утопающих просто закидали «морковками». Они хмуро вылезли, выловили снаряжение, и пошли ставить лагерь, поскольку уже вечерело. Мы же переглянулись, и разом посмотрели на катамаран ульяновцев. Решив, что с катамарана нас спасать будет удобнее, мы стали ждать, пока они соберутся.

И вот долгожданный момент настал: тихонечко оттолкнувшись от берега, мы, вслед за катамараном, вливаемся в быстрый поток. Осторожно касаясь веслами воды, начинаем обживаться на реке. Через десять минут я уже слегка успокоился, а еще через десять минут все экстренно кинулись чалиться к берегу. Под мостом впереди творилось что-то непонятное: вода бурлила и клокотала, стояли валы по пол-метра и вообще, было как-то неуютно. Прошлись по берегу посмотреть поближе – вроде ничего не торчит. С боевыми кличами: «Банзай!» и «Твою мать!» мы ринулись в самый центр этого безобразия. Где нас слегка пошвыряло, окатило с ног до головы ледяной водой и выплюнуло ниже по течению. Убедившись в том, что мы еще на плаву, мы стали наблюдать за остальными. Все прошли это препятствие (видимо, созданное кривыми руками строителей) благополучно. Еще через часок ульяновцы встали на ночевку, а следом за ними и мы.

После ужина кто-то пошел готовиться к следующему дню (то бишь спать ;-), кто-то негромко болтал у костра, а я пошел в гости. Пройдя через небольшой лесок, метров через двести, я вышел к костру. Народ оказался общительный, веселый, и почти не пьющий. Пели разное, но бардовскую песню любили и уважали. Решив спеть что-то достойное, я выбрал песню моего друга на стихи Юрия Кукина «Эверест». И лишь когда мне начали подпевать, я начал складывать дважды два и получилось, что раз он из Ульяновска, и они тоже, то наверняка они знакомы. Как и оказалось, они были практически из одного турклуба. Еще я узнал, что Стас воду не любит, и в это время месит грязь в каком-то болоте в тайге, и турклуб называется «Сплав», но они не только сплавляются, но и горы очень любят. Весь поход у меня сильно болело горло, поэтому петь я практически не мог, что меня дико огорчало. Зато соседи оказались жутко болтливые, и скучать с ними не приходилось. Да и Света пела очень здорово. В общем, знакомство удалось на славу, и дальше было решено идти вместе.

На обратном пути, уже отойдя на порядочное расстояние, я внезапно понял, что нахожусь один, в темноте, с фонариком, который светит на пять метров, в незнакомом лесу. И при этом уже долго продираюсь через кустарник, которого по пути сюда не было. Подавив легкий приступ паники, я напомнил себе, что по одну сторону от меня река, а по другую дорога, и никуда я не потеряюсь, главное, в эту реку не наступить. И все же, большим облегчением было увидеть свой догорающий костер и забраться в родную палатку.

День второй.

Утро снова было пасмурным. Я заявил, что хочу идти вместе с ульяновцами. Никто особенно не возражал. Полковник из соображений безопасности на воде, Илье было весело, Мишка с Леной тоже были не против компании. Не спеша позавтракав и собравшись дождались проплывающих мимо шабров. Как выяснилось при отправлении, место было не очень удачным: сразу по течение была громадная расческа, в которую мы с Ильей и угодили. Но благодаря нашему хладнокровию и слаженным действиям экипажа, все окончилось хорошо. Потом слегка гребли, иногда выходили на берег прогуляться, любовались окружающим пейзажем, фотографировали. И так пока не наступил обеденный перерыв.

На привал встали у замечательной горки, на которую мы не преминули забраться, пока готовился обед. Там обнаружилась старая землянка с печкой, правда настил крыши с нее уже куда-то сдуло. Некоторое время повоображав себя охотниками на зимовье полезли выше, откуда открывался вид на реку и гору напротив – Снегурочку. Нафотографировавшись и сытно пообедав двинулись дальше.

За стоящим на повороте реки красивым молодым сосняком по обоим берегам расположилось село «Куса». Побегав по ближайшей горке с фотоаппаратом и размяв ноги мы продолжили маршрут. Минут через сорок, появился очень красивый скальный выступ и ручеёк с небольшим водопадом, которые мы не смогли пройти мимо. Под скалой был симпатичный гротик, если из него смотреть вверх, то дух захватывает – ты теряешься в пространстве и кажется, что ты смотришь на раскинувшийся перед тобой горный край. Там мы истратили с десяток кадров и набрали воды. Вскоре мы сделали следующую остановку: с одного берега на другой перекинулся старый навесной мостик, по которому нам обязательно надо было пройтись.

Для ночевки выбрали красивый еловый лесок. С сушняком были некоторые проблемы, но зато там ловил «Мегафон». Поужинав и поздравив Ленку с днем рожденья пошли в гости. И снова байки и песни полночи.

День третий

Под утро пришел дождь. Он долго стучал в палатку, то усиливаясь, в надежде пробить тент в 3000, то слабея, словно устав. В палатке было тепло и сухо, и вставать никому не хотелось. Тревогу поднял желудок, когда понял, что время уже часов двенадцать, а его кормить никто не собирается. Пришлось срочно выбираться и искать что-нибудь сухое. За пределами палатки ничего сухого не было. Лениво навесив тент, занялись приготовлением завтрака на чем было, наблюдая через полянку за суетой ульяновцев. У них был тент, но он был у Буяна, а Буян, после вчерашнего, не хотел подавать признаков жизни, невнятно отвечая, что тент «где-то там». Примерно через полчаса они его растормошили и таки повесили тент над костром. После чего дождь затих и прекратился. Более того, ненадолго выглянуло солнышко, слегка подсушив наши палатки.

Тронулись только часа в два. Несмотря на это, гребли не спеша, любуясь окрестностями. По берегам часто встречались деревья подгрызенные бобрами. Около четырех добрались до Старой Орши и тут-же взобрались на гору рядом. Приятно было после сидения в байдарке полазить по скалам. Наверху дул сильный, почти сбивающий с ног ветер. Зато открывался замечательный вид на виляющий Ай, Старую Оршу и далеко заметную трубу спиртозавода…

В этот вечер ночевали в красивой березовой роще, где нам составили компанию еще и нагнавшие нас москвичи. Еще на первом привале ульяновцы спросили, нет ли у нас мяча. Теперь с тем же вопросом они обратились к москвичам и с воплями радости получили камеру от мяча, которая использовалась в качестве емкости непотопляемости. Через пятнадцать минуть бодрой беготни они ее пропороли. После чего москвичи ее им подарили и все тихо разбрелись к своим кострам.

Позднее, когда мы сидели у костра и пели песни моя жизнь на ближайшие две недели круто изменилась. Почесывая живот я обнаружил там нагло вгрызающегося в меня клеща. Совместными усилиями клещ был благополучно извлечен, но Полковник подсадил меня на таблетки йодантипирина. Три таблетки, три раза в день три дня, две таблетки три раза в день еще три дня и далее еще по одной таблетке три раза в день… На мои бурные протесты Полковник строго смотрел на меня и со значением говорил: «Ты можешь их и не пить…», после чего я послушно принимал очередную дозу. Мало того, меня перестали впускать в собственную палатку, ужесточив пропускной режим. Надо было раздеваться в тамбуре, внимательно осматривать одежду и себя на наличие клещей, после чего вползать внутрь. А раздеваться на холоде было очень неприятно. К слову сказать, клещей было на самом деле совсем немного.

День четвертый

Снова проспали, в результате чего вышли последними. Идти нам сегодня предстояло далеко, поэтому сразу взяли хороший темп. Но к обеду нагнали ульяновцев и снова началась расслабуха. Они устроили на привале рыбалку. Выглядело это так: Света кидает удочку и почти сразу же достает ее с небольшой рыбешкой. Снимает ее, закидывает удочку и картина повторяется. На одного червя ловилось до пяти рыбешек. Ленка поймала какого-то здорового жука и мы с Мишкой устроили им фотосессию, снимая в разных ракурсах. Потом сделали групповое фото с ульяновцами. Остаток дня неторопливо шлепали веслами по течению.

Мишка с Леной ушли вперед и взобрались на какую-то горку любуясь рекой. Часов в шесть мы с Ильей их догнали и я полез вслед. Вид открывался действительно красивый. Дождавшись отстающих, мы двинулись вниз. И тут я чуть было не наступил на змейку. Судя по тому, что она была черная, но без желтых пятнышек, это был не уж. ;-) Я начал осторожно крутиться вокруг нее чтобы заснять. Дрожащими руками я веточкой убирал от нее травинки. Змея занервничала лишь когда я пару раз попал ей по голове. Зато кадр получился четкий и крупный.

На стоянку встали поздно, но там где надо. Когда ходили на горку за дровами, между березками и сосенками разлился обалденный, розовый закат. И я сильно пожалел, что фотокамера осталась в лагере. На ужин все вместе ели просто замечательный плов. А потом снова полночи травили байки…

День пятый

И снова по палатке барабанит дождь. Спим дальше.

Время двенадцатый час. Припекает. В палатке становится жарковато. Пора бы уже выползать и завтракать. После вчерашнего совсем разморило, двигаться совсем неохота. Появляется крамольная мысль – а может ну их, эти пещеры?

Снаружи яркое солнышко, птички поют, легкий ветерок, голубые облака. Лепота! Бреду умываться. Умытый, но еще сонный взбегаю на бережок и нос к носу сталкиваюсь с симпатичной зелененькой змейкой, встревожено поднявшей голову. Пробормотав «Извините» медленно делаю пару шагов назад, вежливо обхожу и кидаюсь в палатку за фотоаппаратом. К сожалению, модель не дождалась моего возвращения.

Ульяновцы жалуются, что кто-то всю ночь мешал спать, кидая с откоса в воду здоровые бульники.

Завтрак совпал по времени с обедом.

Идем искать пещеры. Поднимаясь вдоль извилистой каменистой речушки долго обсуждаем возможность сплава по ней на полковничьей щуке. На что он махнул рукой – сами тащите, сами клеите… если делать больше нечего… Побродив по окружающим горам, полазив по скалам, поиграв в снежки чудом сохранившимся в расщелине снегом, перебравшись через речушку по бревну, заваленному бобрами, нашли только родник. Долго терроризировали фотосъемкой какого-то жука. О том, что вокруг красота, я уже и не упоминаю. Возвращаемся к скале торчащей прямо у нашего лагеря. В ее склоне вырыта небольшая пещерка, со следами проживания человека. В глубине прохода торчит кирка: видно, что пещеру углубляют. Не ее ли таинственный обитатель ночью пытался отпугнуть непрошенных гостей от своего жилища?

Со скалы открывается отличный вид на окрестности, реку и наш лагерь. Устроившись на верхушке с биноклем, Полковник наблюдает как в трехстах метрах ниже по течению челябинцы принимают баньку и купаются в реке голышом. И при этом за деньги предлагает бинокль всем желающим. Кто-то ловит рыбу, кто-то сооружает коптильню. Буян не выдержал и влез снизу по скале.

На верхушке горы небольшая полянка, где почему-то нет сосен, одни пеньки. Зато там огромное количество цветов, среди которых так приятно поваляться в, на редкость, солнечный день.

Проходя через лагерь челябинцев впервые увидел оригинальную «печку». Толстое полено колется на четыре части, середина стесывается, потом вся эта конструкция снова собирается с помощью проволоки. Когда все это поджигается изнутри, получается печка состоящая из одной трубы и горящая сама в себе. Нужно только для тяги обеспечить доступ воздуха снизу и выход его сверху. Одно из названий этой конструкции «индейская свеча». Увидев, решил обязательно попробовать соорудить такую же на досуге.

Уже поздно вечером обнаружилась одна из пещер. Вернувшиеся от родника ульяновцы рассказали, что нашли и вторую. Она оказалась немного выше, чем прошли мы. Только посещать их было уже поздновато…

Вечером вокруг нас долго ходила гроза. Кругом сверкали жуткие молнии, а у нас был полный штиль. В ожидании мы навесили над костром тент, закрепили палатки штормовыми растяжками, а дождя все нет. Мы уж решили, что это была учебная тревога, но где-то после полуночи гроза дошла и до нас. Когда пошел дождь, к нам перебрались еще не спящие шабры. Причем кто-то со смехом заметил, что мы натянули тент под двумя высокими и единственными на берегу дубами.

В этот вечер я понял, что не петь больше не могу и, отпаиваясь чаем, сиплым голосом распевал песни часа полтора. Часа в два, когда я совсем охрип, мы таки пошли спать. Буян притащил коврик и спальник и уснул, а кто-то еще долго болтал у костра…

День шестой

На сегодня был намечен большой переход. Но, по традиции, мы снова вышли последними… Правда, поднажав на весла, мы уже через пару часов нагнали ульяновцев. Оставили позади пару сел, турбазу с памятником девочки, грустно смотрящей на реку, какую-то странную круглую дыру в скале, много общались. Еще попалась крутая древняя лесенка на скалу, на которую Буян тут же взобрался. Вернулся он бледный, так как лесенка была настолько ветхая, что чуть не рассыпалась под ногами.

Обеденный привал был в густом сосняке, напротив симпатичной пещерки, но зайти в нее мы уже не успевали. Изначально мы планировали сниматься с реки восьмого, но Полковник решил, что уже начнется праздник и мы не сможем уехать. Поэтому мы расстались с ульяновцами и на полных парах понеслись вниз.

Потом был еще странный трехметровый фонтан бьющий из земли прямо у самого берега. О его происхождении так никто и не смог догадаться, хотя предположений было много, но ни одно из них не выглядело достовернее других. Еще видели странные конструкции на верхушках крутых скал над водой… Уже под вечер проскочили замечательные перекаты которые оставили после себя много удовольствия и воды в байдарке.

И вот, наконец, уже в десятом часу, юные рыбаки сообщают нам, что за следующим поворотом конечный пункт нашего маршрута – село Лаклы. Встаем в молодом сосняке, вокруг красивые горы, уже тихая река, завтра – домой! Последняя ночевка в лесу. Жаль только, что с шабрами не попрощались, да, авось, завтра еще нагонят.

День седьмой

Прекрасное, теплое, ясное утро. Как будто Урал решил исправиться и подарить нам на прощание солнечный день. Пока наше барахло сохнет, лазаем по окружающим скалам, заряд в фотоаппаратах подходит к концу, место тоже. Полковник сдул свою «щуку», высушил ее и пешком двинулся к селу. Мы тоже готовимся сплавиться последние полкилометра… С реки доносятся радостные крики – к нашему отплытию подоспел Ульяновск. Теплое прощание, обмен адресами, фото на память. И взаимные обещания приехать в гости – соседи, как-никак.

Привычно оттолкнувшись веслами от берега, машем шабрам руками. У них здесь будет дневка. И, как обычно, в последний день похода, нам уже никуда неохота уезжать.

Мост. Собираем байдарки. Фото на память у дорожного знака с незабываемой надписью: «р.Ай».Ждем транспорт. Перекус. К нашей компании пристроилась какая-то местная коза и с удовольствием лопает оставшиеся сухарики. На УАЗике добираемся до Мурсалимкино. Оттуда на электричке до Усть-Катава. Здесь купили билеты, сувениры на память – и в поезд до Самары.

Эпилог

А в Самаре уже вовсю лето. И совсем не хочется домой, а хочется куда-то в лес. Куда я искупавшись и переодевшись и направляюсь – тем более, что еще два дня выходных… Но это уже совсем другая история…